Искусство Древнего Египта — архитектура, изобразительное

Искусство Египта — древняя египетская архитектура, изобразительность; книги купить.

Скульптура и настенная живопись, соединенные с архитектурой, составляли единое целое. Синтетическое решение диктовалось канонами. Гробница фараона считалась местом божественного духа — покровителя страны. Это придало культу умерших царей общегосударственное значение, обусловило грандиозное строительство. Изобразительное искусство в Древнем Египте питалось религиозными представлениями и имело условный характер.

 

Более подробная информация в комплекте лекций.

 

Искусство Древнего Египта

Купить книги

 

Искусство Египта

Древние стили, жанры современности —
изобразительный учебник-курс.

Виды искусства, жанры — "стили картин".

Лекции по истории искусства. — К., 2006–2009. — Часть 1 (на украинском языке).

 

Учебное пособие изобразительного искусства, конспект архитектуры, прикладных видов состоит из 5 частей. В первой лекционной книжке охвачено поступь египетского искусства от додинастического бытия до завоевания Древним Римом.

Искусство Египта. Монументальные египетские сооружения, статуи, стенописи и рельефные надписи привлекали внимание еще в античности. Возле подножия пирамид составляли поэзии средневековые арабские поэты. Почти триста лет назад единственную документальную зарисовку иероглифов привез в Европу известный путешественник и писатель, киевлянин Василий Григорович-Барский. Значительная заслуга в изучении древнеегипетских древностей принадлежит французам.

В исторической периодизации выделяют:

  1. Додинастический период;
  2. Древнее царство;
  3. Среднее;
  4. Новое;
  5. Поздний период.

 

Искусство архитектуры Древнего Египта

Строительство отличалось грандиозностью;
сооружения и сегодня принадлежат к крупнейшим на Земле.

Искусство Древнего Египта.

Государство было мощным, с неограниченной властью фараона и огромной армией чиновников. Религия пронизывала жизнь общества, и через свою мифологию, через ее образы и аллегории египтяне поднимались к глубокому, обобщенному пониманию мироздания. За их представлениями, временная жизнь на земле оканчивалась в вечности. С помощью создания памятников, зданий и скульптур египтяне пытались проникнуть в этот таинственный мир. Для царских захоронений сначала строили мастабы — прямоугольные в плане наземные гробницы. Одним из семи чудес света называли грандиозные пирамиды в Гизе, сооруженные при фараонах IV династии — по-гречески их имена звучат Хеопс, Хефрен, Микерин (на древнеегипетском языке — Хуфу, Хафра, Менкаур).

Искусство Древнего Египта. Пирамида Хеопса и сегодня крупнейшая среди каменных сооружений планеты. Высота ее 146 м, длина основы 233 м. Состоит из 2,3 млн блоков известняка, весом в 2,5–30 тонн каждый. Возвел ее брат Хеопса — Хемиун. Высота соседней пирамиды Хефрена 143 м, основа 215 м. Третье, наименьшее пирамидальное сооружение принадлежало Микерину. Высота 62 м, основа 108 м. К пирамидам шла прямая дорога от долины Нила. На границе между плодородными территориями и пустыней возвышается колоссальный сфинкс, лев с лицом Хефрена. Большой сфинкс является древнейшей сохранившейся монументальной скульптурой на планете (фото).

Искусство архитектуры Египта. Древнее царство дало ансамбль в Гизе, Новое — храмы Карнака и Луксора. При фиванских правителях Египет снова стал огромным государством. Были присоединены Передняя Азия (Сирия, Палестина), на юге — Куш. Столицей стали Фивы, в которых проводилось колоссальное строительство. Храмы посвящались культу бога Амона. Создавались гигантские храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Они состояли из святилища, колонного (гипостильного) зала и закрытого двора, окруженного колоннадой и двумя массивными пилонами с одним входом посредине. Возле пилонов стояли скульптурные колоссы, а от них к реке вела длинная прямая дорога — аллея сфинксов.

 

Искусство Древнего Египта

Изобразительность четкая, условная и графическая,
в стенописи локальные плоскости и пятна.

Характерный традиционный прием условного разворачивания фигуры на плоскости: голова в профиль, плечи в фас, ноги в профиль. Фараона изображали пропорционально огромным, вельможей — намного меньше в размере, обычных людей — мелкими. Рельефы и настенная живопись должны были прославлять силу правителей, рассказывать об их деятельности.

Изобразительное искусство Египта. Египетские художники хорошо чувствовали и передали объемную форму. Рельефы и фрески диктовались строительными объемами. Применяли низкий рельеф с выбранным фоном и врезанное рельефное изображение. Выдающийся додинастический памятник — плита Нармера. В шиферной плите (палетке) фараона Нармера композиция разделена полосами на отдельные фризы, последовательно разворачивается "запись" об историческом событии — объединении долины Хапи (Нила) в единое государство. Небольшая известняковая скульптура переписчика Каи достигает лишь 53 см, однако производит впечатление вполне монументальной формы. Этому способствует композиция сидящей фигуры, которая как бы вписана в пирамидальный контур. В мастабе зодчего Хесира найдено деревянный рельеф с его портретом. Он стоит, гордо выпрямившись, выражение лица невозмутимое, в руках атрибуты его деятельности — прибор для письма, посох и жезл. Хесира не только переписчик и строитель, но и знаток ремесла.

При правлении Аменхотепа IV (Эхнатона) построена новая столица Ахетатон. Единым божеством объявлено само солнце Атон, старые божества запрещены, храмы закрыты. Поскольку древнеегипетская столица находится около современного населенного пункта Тель эль-Амарна, то это дало название эпохе — амарнский период. Лучшие произведения того времени обозначены человечностью образов, проницательностью их душевного мира, наполнены обаянием. Скульптуры мастерских Ахетатона являют собой наивысшее достижение пластики Нового царства. Портреты царицы Нефертити, жены Эхнатона (см. фото скульптуры), их дочерей очень отличаются от официальных статуй и даже рельефов, рассчитанных на широкий просмотр населения. Голова царицы Нефертити в высоком головном уборе — это шедевр, который стоит рядом с Афродитой Милосской и Джокондой кисти великого Леонардо.

В рельефах и фресках все четко, условно, графично, с соблюдением локальных красочных плоскостей и пятен. Настенная живопись исполнялась минеральными красками — преимущественно золотистыми, оранжево-красными, зелеными, синими и бирюзовыми. Они наносились на сухую стенную поверхность. Большое значение имел цвет, рельефы обязательно раскрашивали. Стены царских гробниц были как бы развернутыми свитками папирусов. Иногда они даже закрашивались желтой краской под цвет папирусного свитка. На них четким "уставным" письмом наносились столбцы "Солнечных похвал" или других священных текстов. В амарнские времена встречаются первые графические произведения — иллюстрации, исполненные на папирусе.

 

Египетское искусство

Декоративно-прикладной язык своего
высшего подъема достигает в мастерских Ахетатона.

Египетские искусства.

Ремесло позитивно сказалось на художественном процессе. Обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на ремесленных изделиях, показывая широкие возможности их декоративного использования. Например, красота полированной поверхности камня и цветного фаянса сначала нашла применение именно в ремесле, а уже потом в скульптуре и строительных работах. При фиванских правителях в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта чувствуется стремление к пластической свободе, декоративности. Стройные и утонченные изделия выходили из рук талантливых ремесленников Ахетатона.

Египетское искусство. Прикладное развитие Древнего Египта представлено, прежде всего, гончарством, изделиями из цветного стекла и статуэтками из фаянса. Гончары использовали ручной гончарный круг. Изготовление стекла насчитывает 5 тысячелетий. Фаянс (бусы и подвески, амулеты и инкрустированные пластины) покрывался стекловидной глазурью. Считается, что фаянс изобрели именно в Древнем Египте. Искусство изготовления египетского фаянса, покрытого непрозрачными глазурями (часто сине-голубых оттенков) берет начало еще до появления династий.

 

Купить книги

Заинтересовались конспектами? Приобретите их.

Учебник по истории искусства.

Наличие: в продаже.

Комплект (5 частей) — 200 грн.

По поводу покупки обращайтесь: (050) 803-64-90; (068) 876-58-62.

Книги купить.

 

Украиноязычная версия:

 

Похожие статьи:

Гончарство — фарфор-фаянс, амфоры; конспект по изобразительному искусству.

 

Наверх